Историческая логика рукопашного боя
Что такое история? Груда "мертвых" фактов о давно прошедших, и поэтому неинтересных временах. Как в песне поется: "Жил да был, жил да был, жил да был один король. Правил он, как мог, страною и людьми". Разберемся подробнее. В не существующей на данный момент стране король (фараон, царь) правил людьми, которые, естественно, тоже умерли. В таком-то году до нашей эры пошел этот самый король с армией воевать. Выиграл (или проиграл, какая разница) битву у другого исчезнувшего на данный момент народа. И что? Какой толк мне, живущему в XXI веке, от его "подвигов"? Информация, поданная в таком виде, напоминает урок истории в школе. Впрочем, как не раз было замечено, наше стандартное образование успешно прививает ненависть к изучаемому предмету на всю остальную жизнь. Попробуем на секунду освободиться от мнений усвоенных и впитанных со школьной скамьи. Точнее "не усвоенных", а если и впитанных, то благополучно забытых. Посмотрим на историю под другим углом зрения, как на умение видеть наш мир в динамике развития от прошлого к настоящему и будущему. История интересна, как логика изменения человека и окружающего его мира, исходя из каких-то задач и проблем, которые он ставит перед собой и окружающий мир перед ним. Самое главное: понимая логику развития вчерашнего дня, можно просчитать с n-ной долей вероятности день завтрашний.
Рукопашный бой тоже продукт человеческой деятельности, свод умений и навыков начистить физиономию своему ближнему. По логике вещей можно было бы предположить, что в связи с накоплением информации данное искусство должно совершенствоваться, усложняться, развиваться, делаться все более эффективным и смертоносным. Ан, нет, ошиблись, дорогие! Самый ходовой на данный момент лозунг: "Наш стиль самый древний, значит самый крутой и самый лучший"! Отсюда же берут начало и большинство попыток реконструкции истории рукопашного боя. Странно, машины ездят быстрее, оружие стреляет дальше, медицина лечит лучше и только боевым искусством занимаются индивидуумы, способные копировать только то, что сделали задолго до них. По какому-то казусу в боевом искусстве это занятие считается более престижным, чем думать и делать самому. Как-то становится обидно за творческие способности "коллег по цеху"! Однако, эта роспись в собственной несостоятельности никого не смущает и множатся древнекитайские, древнерусские, древнемонгольские стили, получившие традицию от истока веков. Похоже, в угаре соревнования за древность скоро появится боевое искусство кроманьонцев, или, что уж мелочиться, неандартальцев. Что вроде "Стиль мамонта основанный на динамике движения саблезубого тигра с приемами защиты от шерстистого носорога. Опробовано на охоте и войне".
Внимание, война - это очень важно! Рекламируя школу боевого искусства просто необходимо привязать ее к приобретенному на войне опыту. Вообще, военная необходимость в руко-ного-машестве это второй фактор, исходя из которого, реконструируют историю рукопашного боя. Не подвергается сомнению, что в умении начистить физиономию противнику нуждались все, начиная от древнеегипетских воинов и заканчивая современными ракетчиками. С умным видом обсуждается вопрос о том, что наше советское самбо эффективнее использовавшегося при подготовке вермахта дзю-дзюцу на том основании, что мы выиграли вторую мировую войну!!! Нашим танкистам и летчикам, несомненно, очень помогала бить немецких оккупантов практика борьбы в партере. По этой же логике можно утверждать, что японское каратэ в подметки не годится американской борьбе вольного стиля. Ведь потопили американцы японские авианосцы у атолла Мидуэй. Как бы они это сделали без прохода в ноги! По факту, как бы ни коробило традиционалов данное утверждение, большинство серьезных школ боевого искусства появились в последние 100 - 150 лет, и имеют мало общего с военной необходимостью.
Для анализа логики развития рукопашного боя выберем более прагматическую цель: обеспечение безопасности и развитие личности в ситуации драки человека с человеком. Способы достижения данной цели вирируются в зависимости как от объективных обстоятельств (мир и общество в данный момент времени), так и от субъективных, то есть логика развития рукопашного боя самого по себе. При этом функция требования к обеспечению безопасности плавно уменьшается, а роль развития личности возрастает по мере создания все более безопасного и упорядоченного общества. Насколько наше общество безопасно и упорядоченно? Все относительно. Двести - триста лет назад человек едущий из города в город писал завещание на случай смерти. Мало ли что может случиться по дороге! И лихие люди пошаливают, и замерзнуть можно в русских просторах. В любом случае, люди, заявляющие о том, что наше общество это джунгли, не спешат переезжать на место жительства в настоящие джунгли, довольствуясь сомнительной безопасностью квартир, риском езды в общественном транспорте и смертельной угрозой Интернета по вечерам.
Будем исходить из того, что рукопашный бой развивается, проходя сходные этапы, как на "Востоке", так и на "Западе". Сложность в том, что этапы достаточно расплывчаты, переходят один в другой, в разное время наступают на "Востоке" и на "Западе" и, на закуску, не всегда современники брали на себя труд зафиксировать данные поиски в письменном виде. В определенный момент и в определенных культурах рукопашный бой был занятием простолюдинов и mauvais ton для образованной части населения. Условно выделим пять этапов: мифологический, древнейший, древний, новый и современный.
Этап первый, мифологический.
- Вот он, смотри, Феогнет, победитель в Олимпии, мальчик столь же прекрасный на вид, как и искусный в борьбе, И на ристалищах ловко умеющий править конями, славою он увенчал город почтенных отцов.
Симонид.
|
В стремлении опираться на древность, официальная история спортивных стилей, типа борьбы, бокса и рукопашного боя мало отличается от неофициальной, той что культивируются в виде преданий отдельных школ боевого искусства. Разве что размах другой.
Как выглядит официальная общепринятая история рукопашного боя (борьбы, бокса)? Сначала упоминают, что данное занятие появилось примерно за несколько тысячелетий до нашей эры. Свидетельств нет, свидетелей тем более, но рукопашный бой уже есть. Далее, как пример, приводится древнеегипетская (древнекитайская, древнеиндийская) фреска, в которой человек с протянутой в сторону рукой непременно трактуется как наносящий удар, а человек, шагающий вперед, как тренирующий удар в колено. Подробно разбираются Олимпийские игры в Древней Греции с борьбой, кулачным боем и, конечно, панкратионом. Затем сразу переходят к увеселениям простого народа на ярмарках веке этак в XV веку в виде борьбы или иного мордобоя. Затем следует возрождение олимпийской идеи и формирование современных видов спорта. Все, сформирована внешне логичная картина передачи традиции от волосатого кроманьонца в шкурах до современного спортсмена в кимоно.
Но традиция (лат. traditio - передача), по определению, это непрерывная передача опыта, норм поведения, ценностей, идей от поколения к поколению. Для того, чтобы отсчитывать историю рукопашного боя от начала времен нужно сначала убедиться в непрерывности, а затем в "однообразности" идей. Сложно говорить о непрерывности от каменного века до Древнего Египта и Греции. Письменных источников просто не было, но вот подозрительный перерыв от 394 года (запрещение Олимпийских игр) до позднего средневековья бросается в глаза. Как-никак более 1000 лет отсутствует любая информация по данному поводу. Летописи уже были, история, как последовательность событий, более-менее известна. Почему бы не восстановить целостность картины?
Много 1000 лет или мало? Если учесть, что достоверная история человечества насчитывает немного более 2500 лет, более чем.
То, что люди дрались и боролись всегда, везде и во все времена сомнению не подлежит. Но насколько это занятие можно считать боевым искусством в современном понимании? Выполняло оно роль обеспечения безопасности личности? Одно из основных отличий человека от животного не в знании бросков или ударов, а в использовании орудий труда (и войны). Не дрались наши предки кроманьонцы (и не наши предки неандертальцы) с мамонтами и тиграми. Они на них охотились с копьями и топорами в руках. На человека вышедшего с голыми руками против тигра наши предки посмотрели бы как на помешанного. И отношения между собой (на серьезном межплеменном уровне) выясняли тоже не кулаками, а уже упоминавшимися копьями и топорами. Даже общее знакомство с техникой владения элементарным оружием убеждает в простой истине: с момента изобретения палки умению пользоваться кулаками на полях сражений, хоть древнеегипетских, хорь древнекитайских, отводилось ничтожно малая роль. Что касается второй цели, то есть развития человека, это в те времена точно никого не интересовало. Ни до того было!
Общепринятым считается возводить традицию рукопашного боя, а шире и всего спорта, к греческим Олимпийским Играм. Тут и борьба, и кулачный бой, и панкратион. Но давайте оценим общепринятые штампы критически. Основная идея спорта: соревнование равных противников по определенным правилам. Насколько это согласуется с греческими играми? Олимпийские игры в Древней Греции были не столько соревнованиями, сколько религиозным обрядом в честь олимпийских богов и, особенно, Зевса. Олимпия была священным местом. На время проведения Олимпийских игр между полисами устанавливалось священное перемирие, чтобы "гости Зевса" могли достичь Олимпии. Параллельно с состязаниями совершались жертвоприношения и шествия в честь богов (или параллельно жертвоприношениям шли состязания?). Святотатство было основанием для того, чтобы не допустить атлета к соревнованиям. Победителя награждали лавровым венком, который был символом Апполона. Самое главное: выигравший состязания не просто был самый сильный, быстрый и ловкий, он становился богоподобен, ему ставились статуи и воздавались почести как богу. Возвратившись в родной город, он привозил с собой благословление богов на весь город.
Уловив общность формы, религиозные мистерии Древней Греции и современный спорт связывают воедино, что не совсем правильно. Если судить по форме, то соревнования по бегу можно отсчитывать от уже упоминавшегося каменного века, с призом для победителя в виде мамонта. Вообще приписывать предкам собственные эмоции, мысли и оценки распространенная ошибка. Даже лингвистически английский термин "sport", это сокращение от первоначального "disport" - "игра", "развлечение" и имеет мало общего с тем, что происходило в Древней Греции.
Весь современный спорт это, по сути, продолжение традиции не древней Греции, а средневековых европейских рыцарских турниров. Именно там зародилась идея соревнования равных противников по определенным правилам, основанным на своеобразном кодексе чести. Турниры недаром называют средневековым спортом. На турнирах оттачивалась техника боя, разрабатывались турнирные доспехи, регламентировались и классифицировались удары. Сам турнир постепенно эволюционировал от ристалищных сражений двух мини армий до уровня грандиозного праздника, центральным событием которого было противоборство двух профессионалов с целью сначала славы, а затем и денежных призов (спорт любительский эволюционировал в профессиональный). С этого же времени мы и начнем рассматривать реальную историю современного рукопашного боя.
Этап второй, древнейший.
"Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается."
Русская правда Ярослава Мудрого.
|
Средневековье, что западное, что восточное! Традиционное общество сюзеренов и вассалов. Неизбежные и бесконечные феодальные войны. На поле боя царствует холодное оружие: луки, копья, мечи. Им "противостоят" шлемы, шиты и доспехи. Ритуальные молитвы над оружием, поднимание забрала перед схваткой и представление противнику: "Я, такой-то и такой-то, имею честь атаковать вас!". Аристократическая честь и верность пополам с варварскими ритуалами, вроде поедания печени убитого врага или "пробы" меча на простолюдине. На уровне обычной жизни покоя тоже не много. Оружие с собой носят все, начиная от крестьян. Религия диктует человеку, как жить и что делать. Один из первых постулатов: "Человек создан господом по своему образу и подобию". Если "создан", то о каком личном развитии может идти речь? Бог же не развивается! И среди всего этого "мрачного" великолепия первые робкие попытки ударить человека голой рукой.
Что нам известно о данном периоде развития боевого искусства, кроме легенд? Какими источниками можно пользоваться? Источники есть. Нужно только их правильно читать и подойти к ним критически, опираясь не на легенды, а на логику и здравый смысл. Это большинство руководств по каратэ и ушу. С чего начинаются подобные учебники, если пролистнуть стандартное вступление о древности стиля? С человеческой фигуры с лица и спины с точками для нанесения ударов. Похоже, это и есть наиболее древняя часть руководств по БИ и первый вопрос, который волновал мастеров прошлого: куда можно ударить человека с максимальным эффектом? Вопрос не праздный. Для холодного оружия такая избирательность не характерна. Меч или сабля при отсутствии доспехов рассекают тело человека практически в любом месте. Немного позже, а может и одновременно, возник вопрос: чем бить? Отсюда второй раздел с многочисленными формами сжимания кисти: "голова цыпленка", "лапа медведя", рука-меч, рука-копье, рука-молот, ударных поверхностей локтя и стопы и так далее.
Интересно, что формы кисти часто называли по уже существующим видам оружия, а не наоборот. Заметьте, не копье это "оружие - вытянутые пальцы", не меч это "оружие - ребро ладони", а кисть с вытянутыми пальцами это "рука-копье", ребро ладони - "рука-меч". Косвенное свидетельство того, то владение копьем и мечом древнее всех ухищрений руками - ногами.
Сложно говорить о какой-либо тактике ведения поединка на данном этапе. Удар в большинство точек, указанных на рисунках можно нанести только в случае если человек не двигается и не готов к схватке. Скорее всего, это и была первая цель данной практики, одновременно и первый рисунок боя: ударить неготового к бою противника и... достать оружие (которое, как правило, имелось на поясе у всех сословий). В саллической правде франков и в русской правде Ярослава Мудрого предусматривалась специальная «статья» за подобную атаку. При этом многие формы кисти при ударе доставят больше боли нападающему, чем атакуемому. Кажется, что люди, их придумавшие, не успели опробовать на практике все свои идеи. Слишком часто доставание оружия оканчивалось смертью будущего "мастера рукопашного боя" от настоящего "мастера оружия". Взамен пришлось сочинять легенды о крестьянах голыми руками в одиночку крушивших закованных в доспехи самураев. Что же, мечтать не вредно!
Одновременно появились первые варианты того, как бросить противника на землю, что требовало понимания (пусть даже на первых порах интуитивного) принципов удержания человеком равновесия. Необходимость в бросках, возможно, продиктована тем, что любое оружие имеет свою дистанцию работы. В ситуации боя есть небольшая вероятность плотного столкновения "грудь в грудь". На этот случай, как видно, и тренировали одно - два движения которыми можно опрокинуть противника на землю. Партером в то время не занимались, так как упавшего бойца можно легко добить имеющимся в руках оружием (дистанция-то удара восстановлена).
О каком-либо профессионализме на данном этапе говорить не приходится. "Профессионал" происходит от слова "профессия", то есть то, чем человек зарабатывает деньги. На одном - двух приемах шибко не разживешься, в большем же объеме данные навыки просто никого не интересовали. При всем уважении к первым пионерам рукопашного боя они больше похожи на чудаков и любителей.
Этап третий, древний.
- Каратэ можно считать учебником по боевому искусству
- Интересно, какого года выпуска данный учебник?
Диалог на семинаре по каратэ.
|
Возрождение на "Западе". Традиционный средневековый порядок вещей дает трещину. На полях сражений непобедимое прежде рыцарство терпит первые поражения от "черни". Оказывается что горожанин, вооруженный примитивной аркебузой способен убить на расстоянии закованного в доспехи благородного рыцаря! Совсем чернь оборзела, на современном языке! От мордобоя на полях сражений еще меньше пользы. Но традиционный религиозный гнет ослабевает, человек осознает себя и хочет совершенствоваться, притом не только в плане разума, но и в плане тела! Появляются первые инструктора, профессионально разрабатывающие методы воздействия на противника голыми руками. На "Востоке" с опозданием на век похожие процессы.
Куда и чем бить к этому моменту было уже понятно. Следующий по логике вопрос: как бить? Результат работы: десятки вариантов нанесения ударов кулаками, локтями, ногами и другими частями тела зарисованные и описанные в учебниках каратэ и ушу. Броски и болевые заломы дзюдзюцу и так далее. Оказывается ударить человека или бросить можно очень даже по-разному, и творчество мастеров заработало на полную катушку... Ударов руками до сотни, 108 бросков стиля дзю-дзюцу, "искусство 3000 ударов ногами". С точки зрения современных знаний по биомеханике человеческого тела большинство этих вариантов выглядят достаточно неказисто, но для своего времени они были откровением. Почти одновременно появились первые системы защиты, состоявшие в основном из одиночных блоков, которые до сих пор составляет значительную часть техники восточных стилей. В "Фехтовальной книге" Талгофера предлагался следующий бросок, для выполнения которого надо просунуть голову между ног соперника таким образом, чтобы он "оседлал" шею и, захватив руками обе его лодыжки, поднять его на шее вверх и бросить вниз головой по собственной спине! Многие варианты ударов, бывшие того в ходу, не менее экзотичны.
Рисунок боя выглядел следующим образом: на одиночный удар отвечали одиночным блокирующим движением, а затем одиночным ответным ударом, что до сих пор закреплено в практике кихона. В бросковой технике: захват - бросок. Техника и тактика боя были рассчитаны на "нулевого противника" не обладающего ни навыками защиты, ни навыками правильного падения. Отсюда и короткий характер поединков, закрепленный в идее "удара наповал" в каратэ или "одного броска" дзю-дзюцу. Соревновательной практики, как боя примерно равных по уровню противников еще не знали.
Подобные процессы происходили и на "Западе". Мышление людей идет сходными путями. Однако в Европе из-за меньшей приверженности традициям и большей динамичности общества, похоже просто не считали, что данные изыскания будут представлять особый интерес для потомков.
Этап четвертый, новый.
В схватке между знающим больше и знающим лучше выигрывает знающий лучше.
Общеизвестная истина.
|
Новое время. Крах традиционного общества. Географические открытия и колониальные захваты. Огромные, по рамкам средневековья, армии вооруженные ружьями и пушками. Рукопашному бою в армиях обучают, но в основном в форме владения штыком и прикладом. Дистанция боевого взаимодействия резко увеличивается. Если в первую мировую войну военная доктрина еще предусматривала штыковой бой, то во вторую войну основным стало уничтожение противника с огневого рубежа.
Общеизвестный ои-цуки или шаг ногой с ударом одноименным кулаком появился перед второй мировой войной, когда японское командование поставило перед школами рукопашного боя задачу: дать армии один (!) прием рукопашного боя на случай потери пехотинцем оружия в бою. Выиграл шотокан, предложивший данное движение.
Одновременно с увеличением глобальных воин и конфликтов уменьшается количество местных "проблем". Возникают условия для формирования сравнительно безопасного гражданского общества, уделяющего все большее внимание образованию и развитию своих членов. Человек хочет не только развиваться, но и соревноваться с себе подобными, при том не в форме войны или другого членовредительства. На "Западе", опираясь на средневековую традицию рыцарских турниров, вводится в повсеместное употребление практика соревнований, как бой примерно равных противников по определенным правилам. С небольшой задержкой подобные "мероприятия" начинают проводиться и на "Востоке", начиная от дзюдо Дзигоро Кано и переходя к современным тхеквондо и каратэ.
Предыдущий этап дал миру огромное количество приемов как ударного, так и броскового характера. Первый шаг нового этапа: четкая постановка задачи боя и ограничение техники правилами. Бокс как стиль возник тогда, когда была поставлена конкретная цель: нокдаун или нокаут (традиционный "Восток" ничего подобного не знал, ограничиваясь термином "удар в голову") и из всего многообразия приемов английской народной драки оставили только удар передними костяшками кулака. Аналогично в бросковой технике. Ставится цель: бросить противника на пол, провести болевой или удушающий и исключается все, что лежит за рамками захвата. Затем практика схваток между подготовленными противниками сравнительно быстро выделяют оптимальные траектории и динамику движения, отсеяв 9/10 приемов, которые составляли арсенал традиционных стилей. В результате появляются основные приемы боевого искусства, то есть нокаутирующие удары руками и ногами, амплитудные броски, приводящие к падению на пол с большой высоты, болевые и удушающие (См. статью "Цель схватки или зачем мы деремся.")
Следующий шаг. В борьбе, так и в ударной технике появляются комплексные системы защиты. Борцы научились такому простому для современности навыку, как понижать центр тяжести при попытке проведения приема и подтягивать к себе руки, если возникает угроза болевых на локти или кисти. В ударных стилях руки начали держать высоко, прикрывая кистями голову, а локтями ребра. Одновременно были разработаны уклоны, нырки и уходы (См. статью: "Техника защиты в рукопашном бое"). Бойцы научились двигаться, разом переведя схватку из неторопливой кихоновской манеры удар-блок-удар в динамичный скоростной режим. Результат однозначный: одиночные приемы, которыми так увлекались легендарные мастера недалекого прошлого, просто перестали проходить в схватке, одновременно похоронив столь привлекательную идею, что бой должен заканчиваться одним ударом или броском. Известная дзенская истина ставшая лозунгом для многих стилей боевого искусства: "Одна стрела сбивает одну утку, две стрелы это слишком много" не предусматривала, что утки изобретут систему защиты для уворачивания от стрел охотника.
Можно много сетовать на то, что великие мастера уже перевелись, но не получается бросить подготовленного по современным системам борца одним броском: подсядет, скрутится, переместится по направлению выведения из равновесия. Еще меньше вероятности, что борец в стойке отдаст руку на болевой. К сожалению, обширный арсенал приемов дзю-дзюцу и цин-на по выкручиванию суставов рук в стойке в данный момент времени интересен в основном с точки зрения фольклора. Вся работа на болевые и удушающие приемы переместилась в партер. Аналогично практически невозможно сбить боксера на пол первым ударом: прикроется, "сыграет" ногами, сделает уклон или нырок и так далее (далее это нанесет ответный или встречный удар и снова прикроется, сыграет, уклонится).
Что делать? Ответ был найден. Основную атаку ударом или броском нужно готовить. Для того, чтобы бросить борца нужно заставить его двигаться вправо или влево, вперед или назад, либо сопротивляться движению в тех же направлениях. На ринге боксеры работают связками, первые удары в которых составляют подготовительные удары и финты, приоткрывающие противника для нанесения нокаутирующего удара. Общее в первом и во втором случае то, что противника заставляют реагировать на определенные действия, маскирующие основную атаку. Таким образом, связки, состоящие из выведений из равновесия и финтов с последующей основной атакой, можно считать венцом развития боевого искусства на данный момент.
Если просуммировать предыдущие этапы развития техники рукопашного боя, то получается стройная логика развития от простого к сложному:
- Точки тела, куда наносится удар и ударные поверхности.
- Формы бросков и ударов, болевые и удушающие.
- Отсев и наработка наиболее рабочих и практичных форм приемов.
- Комплексные системы защиты.
- Серийные атаки, финты и выведения из равновесия.
Какой толк в данной логике, кроме чисто исторического интереса? Дело в том, что данная последовательность одновременно является наиболее естественной логикой обучения. Выстроим подобную методику несколько адаптировав ее к требованиям современного момента:
- Цель боя в контексте данного стиля. В первую очередь ученик должен знать для чего он изучает технику, при том не в плане общих слов (типа "для того, чтобы подраться"), а конкретно. Для ударного стиля это точки (или зоны) для нанесения ударов и примерный результат воздействия. Для броскового - основы удержания человеком равновесия, а также строение суставов.
- Изучение основных атакующих приемов. Зная цель, ученик учится правильно атаковать. Желательно, чтобы удары и броски были доведены до такого уровня, чтобы представлять реальную угрозу для противника в схватке. Со временем, из общего арсенала стиля отсеиваются "любимые" приемы, которые формируют личный арсенал конкретного бойца. В просторечье "накатываются коронки".
- Способы защиты от ударов и бросков. Умея выполнять удары и броски, можно приступать к освоению приемов и методов защиты от них. Подобная последовательность дает возможность отработать защиту в режиме максимально приближенном к схватке. К сожалению, в многочисленных современных стилях "самообороны" и "самозащиты" не учитывается именно эта элементарная логика.
- Формирование техники. Умея атаковать и зная, как защищаться от атаки, ученик учится обходить и преодолевать защиту противника, то есть бить связки ударов и готовить броски выведениями из равновесия. Атакующие приемы + защита + умение ее нейтрализовать - три необходимые технические составляющие современного стиля боевого искусства.
Этап пятый, современный.
Эпоха тотальных войн, хочется надеяться, отходит в прошлое. Войны локализуются. Средства связи и Интернет формирует общемировую информационную сеть. Население концентрируется в городах, где поддержание спортивной формы, снятие стресса и саморазвитие становится не роскошью, а необходимостью. Спортивные стили становятся мировыми корпорациями со всеми признаками большого бизнеса: реклама, рынки сбыта, менеджмент. Одновременно возрастает потребность в синтетических системах, объединяющих на новом уровне все, что было сделано и разработано на предыдущих этапах.
Интересный вопрос: куда пойдет развитие боевого искусства дальше? С одной стороны развитие средств связи и общения, мировая практика соревнований быстро уменьшает количество келейных стилей с эксклюзивной техникой. Средневековая закрытость восточных школ сегодня в принципе невозможна. Люди получили возможность сравнивать и анализировать различные технические приемы и подходы не только на собственном, ограниченном по определению, опыте. Раньше тренер был истиной в последней инстанции, теперь всегда есть возможность проверить и обсудить информацию, которую дают на тренировках. Инструкторам вешать "лапшу на уши" новичкам становится все труднее. Отсюда более реалистичный подход к технике и тактике боя.
С другой стороны все большее значение приобретает компонент развития личности. Растет спрос на системы не ограниченные чисто боевой техникой, а уделяющие внимание комплексному развитию человека. Косвенное свидетельство этому - успех йоги и родственных ей школ. Возможен синтез западной техники и тактики боя и восточных (не обязательно китайских или японских) методов психо-физического развития человека. Впрочем, поживем - увидим!
Медведев Д.Ю. На форуме открыта специальная тема "Историческая логика рукопашного боя ". Принимаются все комментарии, от восхищенных до разгромных. Интересуют любые мысли по данной теме, как навеянные статьей, так и собственные. Подойдет также личный опыт, как подтверждающий статью, так и опровергающий ее.
Статья поставлена на сайт 25.01.08

|